Главная » Статьи » Непознанное |
![]()
Когда ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компу, психологи молвят: это ребенок, которого предки "утратили". Такие детки, как Алиса из сказки Льюиса Кэрролла, ускользают от собственных мам и пап в виртуальный мир - "Заэкранье". И осознать собственного малыша, живущего в параллельном, компьютерном, мире родителям становится все труднее и труднее. Как и ему нас. Выход только один: находить поновой общий язык. Вот только как?
В погоне за миражами Нередко ли детки сбегают от родителей? И по какой причине? Героев чеховского рассказа "Мальчишки" поманила в дальную Америку романтика. А куда и от чего бегут современные малыши? Может показаться странноватым, но жажда приключений со времен Чехова нисколечко не уменьшилась и до сего времени способна совратить ребенка. Все другие предпосылки не настолько романтичны: детская безнадзорность, ссоры с родителями, чувство протеста в семье, школе, рвение к свободе. Побеги связывают с такими неблагоприятными соц сдвигами, как рост числа разводов, миграция семей в поисках наилучшей жизни, наполнение детского досуга телеком и компом, заменившими ежедневные контакты с родителями, что ослабило чувственную привязанность к ним. Нет колебаний, в главном "романтиками огромных дорог" становятся малыши из неблагополучных семей. Как обстоят дела в семьях обеспеченных, где предки стремятся исполнить все желания малышей и приобретают суперсовременные компы, разные игровые приставки и новые программки. Логика дает подсказку, что как бы бежать таким детям незачем и некуда. А нет! В моей практике много грустных примеров, когда детки из таких семей тоже бегут в виртуальный мир. Почему? Как Творец преобразуется в Бота Сейчас компьютер - неотъемлемая часть жизни даже четырехлетних деток. Что все-таки происходит, когда мальчишки и девченки садятся к экрану монитора? В виртуальном мире человек, с одной стороны, переживает нужные ему острые эмоции, а с другой, что важно, испытывает чувство физической безопасности. И в то же время ребенок "заходит" в виртуальный мир не пассивным зрителем. Там он - главный участник, более того, могущественный творец: желаю - казню, желаю - милую. Одно движение руки, и построен город. Либо напротив - уничтожено целое войско. Вот достоинства виртуального мира перед реальным. Вот почему этот броский, яркий мир более близок и знаком детям, чем реальный, который начинает вызывать скуку, отчуждение и даже ужас. Взрослый человек осознает, что чувство власти над временем и местом конечно призрачное. А вот небольшой человек не только лишь захвачен неверным чувством всемогущества, да и перестает быть владельцем даже собственного - реального - времени. Вот и ответ на нередкий вопрос родителей: почему ребенок посиживает у экрана часами? Нарушается режим питания - кто не выметал после многочасовых компьютерных "посиделок" собственного малыша гору пустых упаковок из-под чипсов и крошки от бутербродов? Нарушается режим сна и бодрствования. Засидевшись у экрана монитора допоздна, ребенок дремлет неспокойно, нередко вскрикивает и говорит. Даже во сне он находится в плену виртуальных баталий. Из творца ребенок преобразуется в раба компьютера… Коммуникативные способности, чувственная сфера малеханького человека формируются сначала при общении с родителями и сверстниками, чтении сказок, прогулок по лесу, при содействии с тем, что мы называем "живой природой". Виртуальная действительность не дает настоящего представления об окружающем и сформировывает искаженную картину мира в этом случае, когда малыша "отдают на воспитание" компу. Споры о том, вредоносен либо полезен компьютер для развития деток, не стихают до сего времени. В работах неких исследователей можно отыскать научное обоснование того, как компьютер может посодействовать умственному росту малыша. Игры составлены так, говорят сторонники компьютерного обучения, чтоб ребенок мог для себя представить не единичное понятие либо определенную ситуацию, но все похожие ситуации либо предметы. И таким макаром у деток развиваются важные операции мышления - обобщение и систематизация, которые при традиционном обучении начинают формироваться приблизительно с 7 лет. Сторонники компьютеризации даже противопоставили обучающие программки и игры общению с живым учителем. В этих играх, говорят создатели, ребенок очень рано осознает, что предметы на дисплее не реальные вещи, а только знаки реальных вещей. В разных играх эти знаки либо знаки реальных предметов равномерно усложняются, и у малыша очень рано развивается так именуемая знаковая функция сознания: осознание, что есть различные уровни реального мира. Соответственно и мыслит таковой ребенок уже без опоры на наружные предметы. Проще говоря, он не станет загибать собственные пальцы при сложении 2-ух бардовых и 3-х зеленоватых яблок. Было отмечено улучшение памяти и внимания деток. У детей еще как бы нет так именуемого случайного запоминания, другими словами запоминания с поставленной целью. Детская память непроизвольна, малыши запоминают только калоритные либо чувственные для их случаи или детали, и тут неподменным ассистентом становится компьютер. Он делает весомым и броским содержание усваиваемого материала, что ускоряет процесс запоминания и присваивает ему огромную осмысленность. Не считая того, необходимость стремительно жать на нужные кнопки и соединять действие рук с действием на дисплее развивает зрительно-моторную координацию. Вот только, как указывает практика, малыши, обучающиеся на компьютере, пишут как "курица лапой", стремительно устают, когда пишут в школе диктанты. И разъяснение этому очень обычное. Да, работа на компьютере развивает маленькую мускулатуру рук, но развивает до той степени, которая нужна для легкого касания кнопок. А сейчас ответьте сами на вопрос: будет ли для малыша с "компьютерной" мускулату рой рук привлекателен карандаш для рисования либо пластилин? Наверняка, нет. В 1999 году в Британии размещены результаты исследований британских психологов. Их выводы довольно категоричны: до 10 лет ребенку у компьютера делать нечего! Пристрастие малышей до 9-10 лет пусть даже к развивающим и обучающим играм может замедлить их развитие, подавить энтузиазм к обыденным детским играм и контактам со сверстниками, не содействует увеличению концентрации внимания и развитию воображения. Английские ученые рекомендуют воспитывать деток, ориентируясь на классические способы. До 10-11 лет для малыша еще полезнее, как для психологического, так и для физического здоровья, читать вкупе с родителями книжки, отрисовывать и играть на воздухе в подвижные игры. Но что делать, если ребенок уже перевоплотился в "компьютерного наркомана"? Что делать и кто повинет? Кто повинет, если ребенок целыми днями просиживает у компьютера? Как бы напрашивается вывод: конечно, родители. Не занимаются ребенком, и вот результат! К сожалению, очень часто мамы и папы оказываются в положении "без вины виноватых". Ритм современной жизни, необходимость обеспечить семье приемлемый уровень существования заставляет работать не только лишь родителей, да и бабушек с дедушками. Вот и встречает ребенка после школы один "верный друг" - компьютер. А если родители к тому же сами не проявляют интереса к машине, к тому, чем занят ребенок, не могут помочь ему или хотя бы дать совет по поводу игры, то он оказывается в том виртуальном мире один. Вот уже пару лет многие дети сходят с ума от игры GTA Vice City. Думаю, большинство родителей она приводит в ужас немотивированной жестокостью главного героя, который избивает и грабит прохожих (а иногда и убивает), громит магазины и бары, угоняет чужие машины. Думаю, многие взрослые будут удивлены, узнав, что сюжет там вполне "героический". Просто установка подростка делать все наперекор взрослым, утверждая право своего Я, толкает его и в играх стать антигероем. Хорошо понимаю родителей, которые не могут спокойно видеть, что ребенок пристрастился к агрессивным играм. Сама прошла через этот кошмар. Помню и свое первое желание: вырвать все провода, выкинуть скопом диски, а на ребенка накричать. Но я старалась не реагировать, когда сын играл в GTA. Теперь этот диск пылится на полке, а мое двенадцатилетнее дитя увлеклось безобидными стратегиями. Помогите своему ребенку "перерасти" агрессивные игры! Не задавайте ему вопросы: "Что за гадость ты смотришь по телевизору?" или "Что за отвратительную игру ты опять купил?" Подрастающему человеку в этот непростой период необходимо просто уважение к ЕГО выбору. И не только лишь уважение друзей, но, сначала, ваше, родительское одобрение. Вступая в конфронтацию, вы только расширите пропасть между собой и ребенком. Сокращайте ее. "Легко говорить - сокращайте! Как, если на все предложения ребенок отвечает отказом?" Если ваш сын или дочь слишком увлечены компьютером и вы уже совершенно не представляете, во что они играют, придумайте причину обратиться за помощью. Например, научить вас быстро менять шрифты в редакторе текста. Не опускайте руки, если ребенок, не отрываясь от монитора, ответит отказом. Стойте над душой, "нудите", что без его помощи вы пропадете! Ведите себя потому что маленький хитрец ведет себя, выклянчивая что-то желанное. Ведь он апеллирует к вашей щедрости и великодушию СИЛЬНОГО. Вспомните, сколько раз вы не могли устоять перед невинной лестью? Не сомневайтесь, сердце вашего ребенка тоже дрогнет, и он уделит вам три минуты своего драгоценного времени, поставив игру на паузу. Не эксплуатируйте его великодушие, да и покидать кресло, когда он вновь уткнется в игру, не стоит. Поинтересуйтесь, в чем смысл игры, восхититесь ловкостью отраженных им атак. Выразите желание сыграть под его руководством. Именно так я пробивала компьютерную стену, которой от меня в какой-то момент отгородился сын. Результаты превзошли ожидания. Уже с первого раза дитя спустилось со своего олимпа, который находился на десятом, что ли, уровне игры. Объясняя, на какие клавиши нажимать, сын покровительственно и нежно похлопывал меня по плечу: "Ну, мама! Какая же ты неловкая!" Теперь он часто сам предлагает хотя бы ненадолго поиграть вместе, освоить что-то новое. Еще есть один способ вернуть утраченное доверие и одновременно сохранить контроль: устроить в своей квартире "компьютерный клуб"! Пригласите друзей сына или дочери проводить досуг у вас. Проект долгосрочный и на первых порах потребует от вас мужества. Сначала, вы почувствуете себя дедушкой из книжки "Бобик в гостях у Барбоса", когда в первый день переступите после работы порог квартиры. Мама одной моей юной пациентки , хохоча, рассказывала, как обнаружила на кухне пустую коробку из-под торта, гору конфетных фантиков, выставленные бокалы для шампанского, наполненные соками, минералкой и даже чаем. Десятилетняя дочь воспользовалась ситуацией, чтобы показать себя радушной хозяйкой. Примерно с месяц маме приходилось после каждого визита "гостей" делать внеплановую уборку... А потом ребята сами начали приводить места для игр в порядок. Конечно, легче и проще выставить пятиклассника или шестиклассника за дверь с пожеланием "пойти подышать свежим воздухом, а не торчать весь день за компьютером". Но, во-первых не факт, что дитя будет дышать воздухом, а не отправится торчать за этим же компьютером к какому-нибудь другу, "который остался один дома". Во-вторых, к седьмому-восьмому классу вы навряд ли будете представлять, где и с кем "тусуется" подросток. А дома вы можете присоединиться к ребенку и его друзьям. Купите несколько обучающих программ и игр, позволяющих использовать сразу двум игрокам клавиатуру или два джойстика. Как показала практика, даже 12-13-летние подростки с удовольствием играют со взрослыми. Даже если вам и скучновато, затраченное время на игры с ребенком окупится сторицей. Ведь чем дольше сын или дочь будут видеть в вас друга, тем легче вместе решать возникающие проблемы и находить компромисс. А что посоветовать тем, кто, глядя на четырехлетнего карапуза, еще только решает задачу: покупать или не покупать компьютер? Мышка Мия спешит на помощь Предположим, выбор сделан в пользу компьютера. Первый совет - не показывайте маленькому ребенку сразу всех "чудес", не заваливайте стол дисками с играми. Ограничьтесь, например, программой для рисования Paintbrush. Желательно заранее запастись цветным картриджем и бумагой. Первые некоторое количество дней вы будете наблюдать, как принтер безостановочно печатает шедевры вашего отпрыска. Но уверяю, когда кончатся цветные чернила и будут изображены все члены семьи, включая кошку, стремление ребенка устроиться перед компьютером заметно снизится - ведь любая однообразная деятельность надоедает. За эти некоторое количество дней можно объяснить малышу, что компьютер нужен маме и папе для работы, а его "машинное время" будет ограничено двадцатью-тридцатью минутами. Поставьте пароль, не позволяющий ребенку включить компьютер без вашей помощи. Первые игры, с которыми познакомится ваш малыш, должны быть, сначала, веселыми и добрыми. Купите журнал "Домашний компьютер". Самым маленьким наверняка понравятся игры "Волшебные игрушки", "Твинисы. Давайте поиграем", "Питер Пэн" или "Аладдин". Очень популярна сейчас у малышей игра про мышку Мию. В этой серии есть обучающие программы, которые можно порекомендовать, например игры, обучающие математике: "Мышка Мия спешит на помощь", "Считай и побеждай" и "Суперинтеллект". Многие родители сейчас заинтересованы в том, чтобы ребенок как можно раньше освоил иностранные языки. Для этой задачи подойдут игры "В поисках утраченных слов", "Мышка Мия учит языки", "Правильный английский без скучных правил" Очень неплоха серия "НЕскучных уроков". Одним словом, каждый родитель сможет подобрать что-то подходящее. Нельзя забывать к тому же вот о чем. Сейчас дети уже в детском саду и начальных классах школы хвастаются друг перед другом, у кого "круче компик" и кто в какие игры играет. Может так случиться, что ребенок придет домой и закатит истерику с требованием купить какую-нибудь "стрелялку", которая есть у ВСЕХ его друзей и только у НЕГО ее нет. Сначала, не вступайте в конфронтацию: "Что значит - купи??!" Не идите на попятную: "Куплю, только перестань плакать!" И не ударяйтесь в панику: "У всех есть, а мой обделен!" Вероятнее всего, вожделенная игрушка есть у одного-двух мальчиков, ваш ребенок сознательно драматизирует ситуацию. Поэтому спокойно поручите ему узнать, где родители друзей купили игрушку. А полученный тайм-аут используйте для похода в магазин. В большинстве случаев продавцы и могут дать квалифицированный совет, что же это все-таки за игра и "дорос" ли до нее ребенок. Если дорос - купите. Но если программа создана для детей старшего возраста и в ней много насилия и агрессии, то предложите ребенку взамен какую-нибудь другую игру, которой нет у его друзей. Чтобы он дал им свою в обмен на желанную. Ничего страшного, если пару дней вы будете оглушены звуками стрельбы и воем сирен. Главное, ребенок не утратил к вам доверия. Если четырех-пятилетние дети еще готовы играть в безобидные приключения различных зверушек и книжных героев, то с 6-7 и до 10-11 лет резко возрастает интерес к играм, где ребенок становится пилотом истребителя, командиром подводной лодки или ведет за собой танковую колонну. Это и понятно: игра в "войнушку" увлекает мальчиков, даже в наш компьютерный век. Это и острые ощущения, и проверка себя на силу и ловкость. А потому пусть вас не пугает, что на какое-то время экран монитора стал полигоном для жарких сражений, это нормально. Важно другое - не пропустить момент, когда другого "геройства", кроме компьютерного, ребенку не захочется. До 12 лет ребенок обращен к семье, после 12 - от семьи, говорят психологи. Если ваш сын или дочь еще не переступили критического рубежа, мальчика, например, вы легко можете увлечь игрой в тех же компьютерных героев - из "Варлордов" или "Акимбо, маленького воина", но уже в реальной жизни. Выйдите вместе с ребенком во двор, познакомьтесь поближе с его друзьями. Предложите построить крепости и смастерить луки или мечи. Рисуйте на деревьях стрелки, путающие следы противника, придумайте награды. Девочки к компьютерным играм относятся равнодушнее. Ну и игр для них несоизмеримо меньше. Да и в тех, которые сейчас наиболее популярны - серия про "Долину Роз" и "Приключения Джулии", - вы не найдете ни киборгов, ни космических битв. Вечные сюжеты: любовь, дружба, тайны. А потому для девочек всегда будет увлекательна мысль о вечеринке при свечах, карнавале или маскараде. Вот и помогите устроить такие праздники. Участвуйте в жизни ребенка. Результат в любом случае будет позитивным. Вы завоюете его уважение и восхищение, что облегчит и выполнение ваших просьб, в том числе регулирующих его общение с компьютером. Лавры в кредит В трудных случаях, когда родители уже никак не могут повлиять на ребенка, следует обратиться к профессионалу. Учитывая одно "но": работа психолога не принесет никаких результатов, если, ссылаясь на занятость, родители самоустранятся и будут ждать чуда, которое произойдет с их ребенком. Не произойдет. А вот даже малая доля внимания, уважения и любви, проявленная к сыну или дочери, принесет свои плоды - ведь дети не рождаются "злодеями". Не бойтесь чаще хвалить своего ребенка, раздавая лавры "в кредит". Даже если вы расстроены каким-то его поступком, не говорите с раздражением: "Ты опять сделал плохо! Что еще от тебя ожидать!" Попробуйте подойти с другой меркой: "Я не ожидала, что ты, хороший, можешь сделать плохо!" Наши дети зачастую бывают несносными - кривляками и драчунами, нытиками и лентяями, - и это означает одно: мы, родители, вовремя что-то не заметили, от чего-то важного отмахнулись, не обратили внимания, забыли, что в жизни ребенка нет ничего второстепенного. Фото Е. Окуловой и И. Константинова.
![]() ![]() ![]() ![]() ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 259 | | |
Всего комментариев: 0 | |