Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » Непознанное

Автомобилю - хороший звук (электроакустика в автомобиле)

Инженер В. МЕРКУЛОВ.

Подсчитано, что живущий в крупном городе рядовой автовладелец раз в день проводит в легковушке в среднем около 2-ух часов, другими словами 14 часов в неделю, либо 728 часов (целый месяц) в году. Мы коротаем это время по-разному: одни ездят, вынужденно слушая мерное гудение мотора, другие говорят с пассажирами либо по мобильному телефону, третьи при помощи встроенного кассетного магнитофона либо CD-плеера изучают зарубежный язык. Но большая часть внемлют музыку.

Не принципиально, мчимся мы по автостраде в другой город, едем ли на работу в кабинет либо стоим в "пробке", музыка, и в главном пользующаяся популярностью, стала неотъемлемой спутницей в автомобиле. Слушание музыкальных программ если и прерывается, то на прием последних известий по радио.

КАК ЭТО НАЧИНАЛОСЬ

Появившись в конце XIX века, автомобиль недолго, по историческим меркам, оставался озвученным только внешними и своими шумами. Но путь к радиомузыкальной системе, какой мы знаем ее сейчас, занял без малого 90 лет. На данный момент это кажется странноватым, но в 1910-х годах и автостроители и радиоинженеры считали, что автомобилю и радиоприемнику лучше держаться друг от друга подальше. Предполагалось, что протекающие в радиосхемах колебания напряжений могут привести к сбою в системе электронного зажигания горючего в цилиндрах и даже к взрыву мотора, а электронные разряды системы зажигания в свою очередь создадут неодолимые помехи радиоприему.

Считается, что в первый раз радиоприемник в автомобиле установили в США. Вмонтировать его туда в 1919 году решился юный бизнесмен А. Греб (Alfred H. Grebe), оставшийся по окончании Первой мировой войны без заработков от военных заказов. Еще Греб был, вроде бы сейчас произнесли, радиолюбителем - увлекался любительской радиосвязью, потому в своей легковушке "бьюик" в дополнение к приемнику решил установить радиопередатчик. Поверх авто на Т-образных стойках он растянул шестипроводную антенну. Лампово-искровой приемопередатчик на волне 150 м (2 МГц) у него уверенно работал в радиусе до 250 км. Располагался он на заднем сидение, электропитание получал от отдельного аккума, размещенного внизу. Сконструированное передвижное средство связи Греб именовал авто радиотелефоном. Вся аппаратура была сделана в Великобритании на предприятии Г. Маркони. Кстати, сам Маркони свою плавучую яхту-лабораторию "Элеттра" оборудовал подвижной связью в том же 1919 году.

Через два года Греб открыл свою маленькую фабрику по изготовлению радиоприемников со штатом 65 человек.

Уже в 1922 году в британских популярных легковых автомобилях марки "аустин" появился и 1-ый штатный, другими словами полагающийся машине по штату, ламповый радиоприемник. Громоздкое устройство монтировалось в переднюю часть автомобиля - торпедо; более всего места по объему занимал громкоговоритель. Качественные приемники начали устанавливать и в дорогостоящие авто "бентли"; приемное устройство было так велико, что располагать его пришлось в отсеке, отведенном под заднее сидение. Чтоб настроиться на радиостанцию, водителю приходилось поворачиваться вспять, к регуляторам управления, за ранее остановив машину.

В это время во Франции разработчики радиоаппаратуры для автомобилей "ситроен", напротив, стремились к уменьшению ее габаритов, массы и энергопотребления, и потому приемники делали с маломощным выходом на наушники - без выходных усилительных каскадов.

В 1930 году в малоизвестной чикагской фирме "Гэлвин Мануфактуринг" ("Galvin Manufacturing" - GM) приступили к разработке маленького, доступного по стоимости массового приемника. 1-ый опытнейший эталон установили в студебекере управляющего организации П. Гэлвина (Paul V. Galvin). "Радио на колесах" проявили на наиблежайшей выставке в Чикаго и получили оптовые потребительские заказы. Наименование нового лампового изделия "Моторола" ("Motorola") сложилось из 2-ух слов: "мотор" и "Виктрола" - наименования пользующейся популярностью радиолы, выпускаемой в то время компанией "Victor". (Позднее она стала именоваться RCA - в США и JVC - в Стране восходящего солнца.) Началу производства новых авторесиверов не помешал даже казусный случай, когда после установки 1-го из первых изделий в дорогостоящий лимузин "паккард", принадлежавший большому банкиру, обещавшему "Мотороле" прибыльный кредит, его автомобиль зажегся.

Беда не приостановила энтузиастов. Благодаря налаживанию серийного выпуска ламповых радиоприемников "Моторола" смогла воплотить продукции на сумму 300 000 баксов.

В 1953 году, всего через 6 лет после изобретения кристаллического триода в лаборатории "БэллЛаб" (США), был открыт завод по производству полупроводниковой техники. В 1959 году на его конвейерных линиях началось изготовка первого транзисторного авто радиоприемника. Переход электрорадиоаппаратуры на полупроводники параллельно происходил и в других странах. В том же 1959 году поступили в воззвание автоприемники на транзисторах, разработанные в Стране восходящего солнца.

ПРИШЕСТВИЕ АВТОМАГНИТОЛ

Южноамериканская компания CBS, а прямо за ней RCA и другие в конце 1950-х годов смогли сделать создание авто проигрывателей виниловых граммпластинок для дорогостоящих автомобилей (к примеру, для "крайслера"). Более успешной вышла автоматическая модель, воспроизводящая "сорокапятки" (поперечником 18 см со скоростью вращения 45 об/мин), с чейнджером (накопителем) на 14 дисков. Адаптер (звукосниматель) при вращении пластинки прижимался к ее нижней стороне. Во избежание утраты захвата рабочей канавки при движении машины сила прижатия иглы адаптера была высочайшей, что приводило к ускоренному износу пластинки. Через 10-12 проходов пластинка уже хрипела. Не считая того, по окончании прослушивания всех звуковых дорожек всей стопки дисков их нужно было вручную вынимать из отсека чейнджера и вручную крутить. По аналогии с пользующимися популярностью в 1920-1930-х годах домашними радиолами проигрыватель назывался "Victrola". В Рф также была предпринята попытка выпустить авто виниловый проигрыватель модели "Рогнеда-302".

Придуманный сначала 1930-х годов и в первый раз на публике представленный на выставке в Берлине в 1935 году, магнитофон (см. "Наука и жизнь" № 11, г.) сначала не привлек внимания разработчиков авто электрорадиооснащения. Как и в случае с радиоприемником сначала 1920-х годов, чтоб заправить и перезаправить пленку в двухкатушечном лентопротяжном механизме, водителю нужно было бы останавливать легковушку. Но сначала 1960-х годов в США предложили магнитный картридж на одной катушке с нескончаемой петлей ленты, который просто вставлялся в аппаратуру одной рукою. Картриджи с готовыми записями моно- и стереофонических музыкальных программ вытеснили из автомобиля виниловые пластинки. Конструктивное объединение радиоприемника и магнитофона породило на свет новый термин - "магнитола". Повышение количества записанных дорожек до восьми прибавило популярности картриджам. В магазинах Америки их можно было отыскать в продаже прямо до середины 1980-х годов.

В 1960-х годах, по существу, началась революция в электрическом переоборудовании автомобилей. В июне 1961 года в США, поначалу в Чикаго, а позже и в Нью-Йорке, появились стереофонические передачи в спектре частот УКВ. В августе 1962 года к аналогичным трансляциям концертов традиционной и пользующейся популярностью музыки приступили в Великобритании. В 1963 году голландская компания "Филипс" ("Philips") предложила миру компакт-кассету с шириной ленты (3,81 мм) практически в два раза наименьшей, чем у используемой в катушечных магнитофонах (6,35 мм). Малая по габаритам кассета обеспечила применимое для тех лет качество звучания музыки и полностью достаточное время проигрывания (2х30 мин), которое скоро удвоилось. Объединение в одном корпусе полупроводниковой монтажной схемы радиоприемника и кассетной деки привело к созданию малой по размерам, весу и энергопотреблению магнитолы. Ее оказалось просто встроить в переднюю панель автомобиля. К концу 1960-х годов огромное количество компаний в Европе, США и Стране восходящего солнца выпускали магнитолы, обеспечивающие стереофоническое звучание как при приеме УКВ-станций, так при проигрывании музыкальных программ с компакт-кассеты. Многие из их были способны к тому же записывать радиопрограммы. Надежность магнитол повысилась так, что поломка их стала рассматриваться как исключительный случай.

В Рф радиофицировать авто начали еще в годы, предшествовавшие 2-ой мировой войне. Понятно, к примеру, что авто приемники АИ-656 (разработанные на базе схемы пользующегося популярностью в те годы стационарного домашнего варианта СИ-234) устанавливали в престижные ЗИС-101, созданные для партийных и муниципальных управляющих. В послевоенные годы в дорогостоящие ЗИС-110 и ЗИМ начали монтировать супергетеродин А-5 с автоматической регулировкой усиления (АРУ), рассчитанный на прием не только лишь длинноватых и средних волн, да и маленьких с чувствительностью 40-50 мкВ; оснащался он 2-мя динамиками - для фронтальной и задней половин салона.

Первым российским массовым авто приемником стал А-8. Им начиная с 1955 года оснащали модернизированные легковушки "Победа". Вместе с автомобилем радиоприемник по чертам полностью соответствовал зарубежным аналогам, послужил специфичной визитной карточкой научно-технического фуррора страны в послевоенном строительстве. Как и макеты, А-8 собирался по ламповой схеме, с выходным трансформатором в оконечном каскаде и вкупе с громкоговорителем монтировался в торпедо.

В следующие годы радиозаводы перебежали на серийный выпуск моделей приемников на транзисторах. В 1972 году на коллегии Министерства радиопромышленности было принято решение приступить к разработке российского комбинированного устройства, совмещающего всеволновый ресивер с кассетным проигрывателем. Опытную партию магнитол модели АМ-301 выпустили осенью 1974 года и позже производили серийно до 1981 года. По ряду конструктивных и технических данных в собственном классе АМ-301 находилась на уровне забугорных образцов; чувствительность ее, к примеру, в УКВ-диапазоне составляла 10 мкВ, масса вкупе с динамической головкой - 3,8 кг. Модель воспользовалась огромным спросом и предназначалась для автомобилей "Волга-2401", "Москвич-412", "ИЖ-412" и др.

СТЕРЕООЗВУЧИВАНИЕ САЛОНА

В новейшей и, казалось бы, обычный ситуации, когда в автомобиле появился стереозвук, решение о том, куда помещать громкоговорители, представлялось естественным: на тыловую полку за сидением пассажиров, прилегающую к заднему стеклу салона; либо на подставки (подиумы), устанавливаемые на той же площадке; либо в подголовники задних сидений. Предполагалось, что, благодаря наклону заднего стекла в автомашине (к примеру, типа "автомобиль"), отраженные от него звуковые волны без особенных утрат добиваются голов водителя и впереди сидячего пассажира. Данное решение до сего времени завлекает внимание любителей самодеятельного размещения радиоаппаратуры. К плюсам ее относят возможность покрытия динамических головок декоративным акустически прозрачным материалом, скрывающим их от вероятных похитителей. Недочет метода - в том, что усиление звука водителем при движении легковой машины для пассажиров, сидячих сзади, кажется лишним. Не считая того, относительно длиннющий путь следования воздушного колебания к органу слуха водителя приводит к потерям в ощущении им больших частот в звуковом диапазоне сложного сигнала. Этот способ размещения имеет и поболее серьезный недостаток, связанный с автовождением, но об этом чуть позже.

Первоначально, как и при монозвучании, динамические головки были однополосными, другими словами состоящими из одного динамика. Вскоре появились двухполосные коаксиальные (соосные), но по внешнему облику такие же, как однополосные. Высокочастотный излучатель (по-другому - твитер, от англ. tweeter - свистун) расположен в них внутри рядом с основным большим диффузором. Позже для нижних частот были заявлены головки с эллипсной формой диффузора (на жаргоне - "овалы"). Внутри такой эллипсной мембраны удалось поместить уже два излучателя - среднечастотный мидрэндж (от сочетания англ. middle - середина и range - диапазон) и высокочастотный твитер. Перечисленные конструкции акустических излучателей широко применяются не только лишь в автомобильной радиоаппаратуре, да и в стационарной (в главном в домашней). Воспроизведение самых низких частот (до 150 Гц) стали поручать специальному излучателю - сабвуферу. Сабвуфер в автомобиле даже для стереоустановок всего один, поскольку на указанных частотах стереоэффект отсутствует, ухом они не локализуются (см. "Наука и жизнь" № 3, г.); место для него нашлось в багажнике. Выпускаются отдельные модели сабвуфера, устанавливаемые под сиденьями.

Специалисты по акустике ныне признаются, что для качественного воспроизведения оптимальной следует признать трехполосную автомобильную систему, состоящую из сабвуфера, мидрэнджа и твитера. И специалисты и потребители сходятся во мнении, что компонентная акустика (когда СЧ- и ВЧ-динамики отдельные) по качеству звуковоспроизведения превосходит коаксиальную. Однако коаксиальная акустика пользуется определенным спросом, ею обычно оборудуют недорогие автомобили, продаваемые без штатного комплекта аппаратуры.

Ныне в машинах зарубежного производства предлагается излучатели размещать в передних дверях (справа и слева от водителя). Как с технической, так и с эстетической точки зрения рациональна компоновка, когда ВЧ-головку помещают в угол двери, примыкающий к зеркалу обзора, а НЧ/СЧ размещают ниже, на уровне локтя водителя. Более удачное решение предусматривает расположение ВЧ-динамика на передней панели, но самое удачное - когда туда же переносят и НЧ/СЧ. В американских автомобилях получила распространение менее удачная компоновка НЧ/СЧ- и ВЧ-головок в кик-панелях (нижнее расположение).

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО СЛУШАНИЯ

После появления DVD в 1995 году в салонах автомобиля стали устанавливать мультимедийные комплекты. В этой роли все чаще выступает многофункциональный DVD/CD/MP3/WMA-pecивер), имеющий несколько усилителей, более шести излучателей, жидкокристаллический дисплей, ТВ-тюнер и многое другое. Такие системы расширяют возможности озвучивания салона автомобиля, превращая его одновременно в современный кинотеатр, концертный зал, мобильный центр игровых развлечений. Поставщики электронной продукции рекомендуют и в автомобиле слушать популярную музыку с погружением в виртуальное многомерное окружающее пространство, по аналогии с домашними условиями. Появились автомобили, оснащенные внутри даже 10-12-ю динамическими головками.

Конечно, хорошо, что появилась возможность с кажущимся приближением к замыслу звукорежиссера слушать музыкальные произведения к тому же в автомобиле. Вместе с тем в передвижном средстве следует придерживаться определенных правил, содействующих безопасности движения. Иначе говоря, слушай, да не заслушивайся.

Исследования, проведенные психоакустиками, показали, что при движении автомобиля по дороге водителю можно слушать музыкальные и речевые программы при условии, что акустические излучатели находятся спереди или по краям (справа и слева), и нельзя допускать, чтобы звуковые сигналы одновременно приходили с тыла. Самая неблагоприятная пространственная атмосфера создается тогда, когда источники звукоизлучания находятся только за спиной. Эволюционно человек развивался так, что всегда оборачивался на звуки, идущие сзади, поскольку воспринимал их как известие об опасности. Постоянное воздействие звуков из-за спины вызывает дискомфорт, раскоординацию и снижение реакции водителя. У него ухудшается способность к адекватной оценке дорожной ситуации и быстрому принятию необходимых решений. Похожим образом воздействуют на психику и чрезмерно громкие аудиоклипы, особенно с нелинейными искажениями, возникающими при перегрузке усилителя.

Исторически люди никогда не стремились слушать музыку, сидя спиной к сцене или находясь посреди оркестра. Эта тенденция перешла и в домашние условия. В современном кинотеатре, так же как и в электронном домашнем театре, художественными и техническими приемами создается иллюзия окружающего пространства. Но в кино речевые диалоги и шумы, идущие с тыла, не считаются значительными, в процентном отношении их поступает не так и много; больше они проявляются эпизодически в виде звуковых эффектов, не перегружающих психику зрителей и даже нравящихся многим. Однако шоферам автомашин в пути все-таки следует воздерживаться от слушания амбиофонических звуковых дорожек кинофильмов. Пассажиры во время езды могут прослушивать все, что и водитель. Но уважайте водителя. Звуковые дорожки, интересные только для попутчиков и мешающие шоферу сосредоточиваться на вождении, воспроизводите через наушники.

КАК ПРОВЕРИТЬ Акустику

Акустикой в автомобиле и в нашей стране, и за рубежом увлекаются ныне очень многие. Определенно можно говорить о пришествии волны любительства, ориентированной на музыкальный автозвук. Многим хочется провести акустические преобразования внутри собственной машины и улучшить звучание встроенной аппаратуры. Наиболее просто увеличить отдачу низких частот в салоне, если установить там активный сабвуфер, имеющий регулировки по частотному диапазону и фазе. Отдельная замена динамических головок может потребовать длительного и не всегда удачного экспериментирования. Правильнее заменить весь комплект, состоящий из усилителя и группы громкоговорителей вкупе с сабвуфером.

Тестирование акустики желательно проводить при помощи хорошо знакомого компакт-диска или магнитной записью. Следует проверить воспроизведение не только лишь популярной музыки, да и классической, голосовых партий оперных певцов - баса, баритона, меццо-сопрано; послушать качество звучания речевых диалогов и голосов известных дикторов телевидения и радио. При увеличении громкости к звуковому содержанию не должны добавляться искажения и шумы. Слушать систему следует вблизи (0,5-1 м) и на удалении (1,5-2 м). При возможности выбора следует отдавать предпочтение устройствам с выходной мощностью 20-30 Вт и поболее (мощному усилителю легче работается с нагрузкой).

    Альфред Греб разговаривает из радиофицированного автомобиля (вверху); обложка американского радиолюбительского журнала с изображением Греба, едущего на своем радиоавто (внизу).
    П. Гэлвин (1895-1959) - "отец" массового радиофицирования автомобилей.
    Схема размещения радиоприемника на приборной панели в автомобиле "Победа".
    Установленная в американском автомобиле радиола состояла из двух частей: приемника (сверху на приборной панели) и проигрывателя виниловых дисков.
    Отечественный переносной электрофон "Рогнеда-302" выпуска 1971 года с чейнджером для долгоиграющих грампластинок 33 об/мин диаметром 175 мм. Предназначался для использования как в домашних условиях, так и в автомобиле.
    Один из первых автомобильных транзисторных приемников с механическим кнопочным переключателем поддиапазонов и ручной настройкой шкалы с верньером.
    Конструкции коаксиальных динамических головок: а - круглые, с одним соосным громкоговорителем, встроенным внутрь дуффузора, с разными способами его крепления; б - эллипсные, с одним, двумя и тремя встроенными громкоговорителями.
    Трехполосная совокупность акустических излучателей, встроенных в переднюю дверь автомобиля: твитер (наверху, в углу двери); мидрэндж (посреди); пассивный сабвуфер из двух громкоговорителей - внизу он показан без декоративной накладки.
    Совмещенное расположение громкоговорителей: твитер в углу двери, мидрэндж в кик-панели (понизу торпедо), басовый (НЧ) внизу двери.
    Размещение сабвуфера в автомашине: а - в багажнике с акустически прозрачными защитными накладками; б - без защитных накладок; в - в боковой стенке багажника; г - в задней двери.
    Большой внедорожник, оборудованный для озвучивания различного рода мероприятий в помещениях и на открытом воздухе.
    Новейший мультимедиа DVD/MPEG4/VCD/CD/MP3/WMA/JPEG-центр с высокоскоростным PLL-тюнером в FM/УКВ-диапазонах, c разъемом для SD/MMC карт памяти, также c интерфейсом USB.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ



Названы 9 наивреднейших товаров 


Ученые о воздействии ожирения... 


Капуста, сирень и нашатырный спирт при пяточной шпоре 


Восстановление организма после приема лекарств 


Советы физиологов: как пробуждаться без будильника 


Развод родителей и его психологическое воздействие на малыша 


Исследователи отыскали стволовые... 


Верный уход за зубами согласно Аюрведе 


Кофе оказывает наибольший эффект через час после пробуждения 


Топ 5 альтернатив оливковому маслу 


Послеобеденный сон не должен продолжаться более 26 минут 


Как сохранить собственный брак? 


Шоколад и красноватое вино полезны, но жизнь не продлевают 


Физиогномика: что скажет о нраве форма лица 


Люди испытывают любовь только дважды в жизни 


Ученые: электрические книжки вылечивают 


Две чашечки кофе в денек продлевают жизнь на 10% 


Ученые: древесный гриб поможет похудеть 


Березовые листья, абрикосы и толокнянка... 


Для детского организма диета небезопасна 


Худеть можно в хоть какой момент жизни 


Склонность к ожирению видна с юношества 


Музыка может оказывать влияние на восприятие лицевых чувств 


Как диета уменьшает риск ранних родов 


Что оказывает влияние на выбор продукта 


Биологи: детям с мутациями необходимо больше сахара 


4 действенных метода «вкусно»... 


Доброкачественные образования на коже 


Заболевания, связанные с неверным питанием 


Диетологи: блюда из кулинарных... 


Для чего организму необходимо мясо 


Травяные сборы при мигрени 


Ученые обеспокоены: свечение экранов... 


Новенькая научная разработка позволяет... 


Неописуемый супер напиток для супер плоского живота 


Предпосылкой нарушения диеты в... 


Каким должен быть верный завтрак 


Белковая еда содействует похудению 


Перечень самых вредных товаров питания 


Рейтинг четырех эффективных энергосберегающих приборов для вашего дома 


На пороге Неба 


Закрытый проход 


Дельфинов тоже можно понять 


История мешает китайцам 


Quantas разнообразит свои "карточные" услуги 


Церковь Святого Николая Орфаноса /Греция 


Испытания Airbus закончились крушением самолета 


Ростуризм предлагает поддержать внутренний туризм с помощью лотереи 


Emirates хотят "покорить" Тайбэй 


Из аэропорта Мюнхена можно уехать с помощью myDriver 


Диета спасла ребенка 


Абиджан /Кот-Д`ивуар 


Travel 


Названы 9 наивреднейших товаров 


Плоды прогресса 


Хуахин остров в Тихом океане /Полинезия 


Ирак официально просит российский МИД обнаружить турфирму, продающую поддельные визы 


Китайский Новый год в темноте 


Едете в Прагу на 9 мая? 


Рассекречены документы британской разведки 


Австрия. Путешествие по Австрии. Земля Штирия и ее столица Грац: история, достопримечательности, вино 


Замороженная история 


Навального проверяют 


Названы 9 наивреднейших товаров 


На пороге Неба 


Закрытый проход 


Дельфинов тоже можно понять 


История мешает китайцам 


Quantas разнообразит свои "карточные" услуги 


Церковь Святого Николая Орфаноса /Греция 


Испытания Airbus закончились крушением самолета 


Ростуризм предлагает поддержать внутренний туризм с помощью лотереи 


Emirates хотят "покорить" Тайбэй 


Из аэропорта Мюнхена можно уехать с помощью myDriver 


Диета спасла ребенка 


Абиджан /Кот-Д`ивуар 


Travel 


Барселона ожидает небывалую прибыль от прибытия "Oasis of the Seas" 


Плоды прогресса 


Хуахин остров в Тихом океане /Полинезия 


Ирак официально просит российский МИД обнаружить турфирму, продающую поддельные визы 


Китайский Новый год в темноте 


Едете в Прагу на 9 мая? 


Рассекречены документы британской разведки 


Австрия. Путешествие по Австрии. Земля Штирия и ее столица Грац: история, достопримечательности, вино 


Замороженная история 


Навального проверяют 
Категория: Непознанное | Добавил: kolobok7601 (10.03.2014)
Просмотров: 255 | Теги: инди-хоррор, Хороший, автомобиль, Электроакустика, динамических головок, Русская Рыбалка 3.5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]