Главная » Статьи » Непознанное |
![]() Вот уже более 20 лет в 1-ое воскресенье сентября на Бородинском поле энтузиасты воссоздают эпизоды известного Бородинского схватки. Многие приезжают заблаговременно, чуть ли не за неделю. Смотря на бессчетные костры, вправду кажется, что с утра грянет бой. Точно так же фыркают лошадки, офицеры дают наставления бойцам. Бойцы последний раз перед схваткой инспектируют амуницию, травят байки и поют. Звучит гитара, песни в большинстве случаев про войну, дружбу, любовь. Про войну больше. За некоторое количество дней до головного действия на Бородинском поле уже стоят древние военные палатки, развеваются знамёна, передвигаются группы конных и пеших участников в военной форме. Пока ещё их облачение не полностью соответствует исторической правде. Рядом с сухарной сумкой и пикой у казака висит цифровая камера. Гусарские лошадки умиротворенно щиплют сено из телеги, прицепленной к японскому квадроциклу. Кто же эти бравые усачи, которые так лихо перестраиваются на фоне убранных полей сначала золотой озари? Откуда эти красивые жеребцы, которые в атаке не теряют строя и не страшатся пушечной пальбы? Откуда пушки? Огромное количество вопросов появляется у всех, кто хотя бы раз побывал на праздничке. Так вышло, что мой одноклассник, старший офицер Русской армии Андрей Стрельцов, оказался активным участником реставраций битв с Наполеоном (там он французский артиллерист, капрал). Он и сказал о движении реставраторов. Кто тут главный?
Главной движущей силой реставрации превосходных военных представлений была и остаётся Интернациональная военно-историческая ассоциация (МВИА). Общепризнанным фаворитом реконструкторов издавна стал Олег Валерьевич Соколов, доктор исторических наук, кавалер французского ордена Почётного легиона. Русской частью движения занимается Александр Михайлович Валькович. Он управляет русскими войсками. Но для зрителей самыми увлекательными, а потому и самыми посещаемыми остаются битвы Российскей войны 1812 года. Сначала XIX века военный костюмчик достигнул максимума красы и контраста. Действо на Бородинском поле происходит, когда ещё очень тепло, а природа, только немного тронутая осенью, просто прекрасна. Может быть, потому имитация боёв 1812 года стала самым пользующимся популярностью зрелищем посреди схожих. МВИА — общественная организация. Основная её цель — координировать дейст-вия исторических клубов. В Бородинском сражении участвуют клубы из различных городов Рф, близкого и далекого зарубежья. Количество членов в каждом из клубов не бывает очень огромным, от 5 до 200 человек. Ассоциация помогает клубам разговаривать с муниципальными организациями. Модели и имитации орудия требуют неотклонимой сертификации в органах внутренних дел. Роль лошадок в изображаемых событиях предполагает наличие полного набора ветеринарных документов. Клубы не получают никакой денежной помощи (исключение — организация самых больших мероприятий), все издержки покрываются из личных сбережений их членов. Роль в костюмированных военных представлениях просит наличия формы и орудия реставрируемой эры. Новобранцу придётся самому приобрести либо сделать нужное снаряжение. Для казака, к примеру, это: шапка с лопастью и этишкетом (кивер, опушённый мехом); галстук; чекмень либо куртка; кушак; штаны; сапоги; портупея, соответственная униформе и эре; сабля с темляком; вальтрап с троком (покрывало под седлом); чемодан; саквы (седельные мешки). Очевидно, необходимы лошадка и корм для неё. Для гусара либо кирасира издержки ещё больше. Сумма, нужная для начального обзаведения, измеряется десятками тыщ рублей, а выезд на такое событие, как Бородино, востребует дополнительных вложений, и больших. Историческая ассоциация помогает клубам отыскивать спонсоров. Проведению юбилейного схватки и фестиваля «Во славу Отечества 1812—2012» помогали одна из огромнейших туристских компаний Рф, федеральные и региональные власти. Участников безвозмездно обеспечили питанием, водой, сеном для лошадок, местом для бивуаков и палаток, наладили вывоз мусора после мероприятия. Основным устроителем и координатором праздничка Бородина издавна стал Государст-венный Бородинский военно-исторический музей-заповедник. Участники и энтузиасты 1-ая реставрация Бородинского схватки произошла в 1989 году и была достаточно умеренной. Участников набрали в главном из военнослужащих. Все же всем — и зрителям, и действующим лицам — представление понравилось. Даже сложные 1990-е годы не помешали росту популярности исторических реставраций. Увлекаются этим люди самых различных профессий: военные, сотрудники МВД, ФСБ, педагоги школ, колледжей и институтов, кадетских корпусов. Многие из их — люди далековато не первой юности и хлебнули истинной войны вдосталь: Афганистан, Чечня, армяно-азербайджанский конфликт, Африка. Вступить в ряды реставраторов нетрудно. Следует только подобрать клуб, соответственный той эре, реставрировать которую для вас бы хотелось. Правда, участникам до 18 лет иметь орудие нельзя. Вобщем, в представлении есть огромное количество ролей и без орудия. Как уже упоминалось, весь реквизит нужно готовить самому. Имитацию кремнёвого ружья либо седельного пистолета можно приобрести в сувенирном магазине. Но декоративное орудие для имитации стрельбы не годится, позже придётся обзавестись «боеспособным» орудием. Экипироваться аналогом формы бойца эры Наполеоновских войн еще трудней. Для роли в реставрированных схватках нужен не карнавальный костюмчик, а четкая, до мелких подробностей, копия солдатской одежки той эры. В большинстве случаев рекруту приходится самому шить для себя форму. Многие реставраторы добиваются такового мастерства, что могли бы этим зарабатывать. Кирасы изготовлены так идеально, что при желании мастер, изготовивший их, просто мог бы, наверняка, не только лишь распрямить помятое крыло легковушки, да и сделать новое из листа металла. Исследование особенностей покроя и отделки, материалов амуниции, проработка методов крепления султана на кивер, строевые учения по артикулу Александра I либо Наполеона — всё это, по словам участников, более любопытно, чем сами схватки. Если «новобранец» вступил в «армию Франции», то ему придётся для начала научиться осознавать французские команды. Ну и вообщем познание французского языка очень полезно при исследовании исторических материалов. Такая подготовка в среднем может занять около года. Форма и орудие Если новобранца не устраивает роль тяжело раненного в обозе, когда из мед фуры видна только забинтованная нога, а снаряжения, достаточного для того, чтоб можно было встать в строй, пока нет, значит, настало время задуматься об уровне предстоящих затрат. Приведём примерные цены на обмундирование. Для пехоты обмундирование и оружие стоят 30—40 тыс. рублей. Форма гусара Александринского полка (без оружия) обойдётся в 60—80 тыс.рублей. Кирасирам придётся выложить 150—180 тыс. рублей — изготовить кирасу стоит недёшево. Сабли стоят 10—20 тыс. рублей, кремнёвые ружья, способные изображать выстрел, — 25 тыс., пушки — от 150 до 300 тыс. рублей. Если форму не удаётся сшить самим, то пользуются услугами театральных мастеров-декораторов. Важна каждая деталь, прямо до пуговиц, которые отливают специально. Оружие, — если быть совсем точным, массо-габаритный макет (ММГ) необходимого качества, — создают по заказу. При изготовлении стараются повторить историческую технологию по возможности полно. Кремнёвые ружья практически ничем не отличаются от своих прототипов, кроме устройства ствола. Имитацию ружья «органы» трактуют как объект самодельного изготовления, имеющий отдельные конструктивные признаки огнестрельного оружия, но из него невозможно произвести выстрел. Пару лет назад у милиции возникли сомнения относительно оружия участников. «Стреляющие» имитации изъяли для экспертизы. В результате войска на Бородинском поле во время представления были вооружены не историческими ружьями, а мосинскими трёхлинейками. А вот пушки используют те же, что были изготовлены по заказу Сергея Бондарчука для фильма «Война и мир». В своё время он передал их со склада «Мосфильма» на нужды клуба. Далее, лошади. Обычно, коней арендуют на время представления у конноспортивных клубов и частных владельцев. Их везут в специальных коневозках на Бородино и на другие поля сражений с армией Наполеона — в Смоленск, Малоярославец. Не забывай об осторожности! «Организованный» реставратор подвергается опасности гораздо меньшей, чем мальчишки, играющие во дворе в «мушкетёров». Движение реставраторов уже давно выработало действенные меры безопасности. Редкие случаи травматизма происходили из-за умышленного или неумышленного нарушения правил. Однако, как и на настоящей войне, наибольшему риску подвергаются новобранцы. Кто-то захотел покрасоваться перед приятелями, кто-то не учёл, что конь ещё не приучен к грохоту орудий... Приведу пример, когда небрежное отношение к выполнению своих обязанностей при орудии привело к серьёзной неприятности. При стрельбе после каждого выстрела артиллерист обмакивает банник в ведро с уксусным раствором и мокрым банником прочищает (банит) ствол орудия от остатков прежнего выстрела. У этого действия две цели: вычистить и погасить тлеющие искры и охладить ствол. Солдат или не пробанил ствол, или сделал это небрежно, но когда после предыдущего выстрела стали забивать в ствол новый заряд, он воспламенился от оставшейся искры, и произошёл выстрел. Шомпол под действием пороховых газов полетел в живот канониру. Хорошо, что заряд был небольшой, поскольку предназначен не для метания ядер во врага, а для изображения выстрела грохотом и дымом. Так что канонир получил лишь сильный удар в живот, без серьёзных последствий. Залог безопасности — точное следование разработанному сценарию. Для крупных сражений он пишется очень тщательно, оговариваются мельчайшие подробности, прямо до выстрела каждого ружья, пушки, падения каждого «убитого». Быть «убитым» никто не хочет: падать на траву, случается мокрую, не только лишь неприятно, да и накладно, мундир-то недёшев! Поэтому несколько чуднó видеть, когда батарея стреляет в наступающих, а падают один-два человека. За всю битву «убитых» я видел не больше пяти. Перед общим выступлением клубы отдельно репетируют свои части представления, потом на Бородинском поле проводятся совместные учения и генеральная репетиция. Дисциплина на поле вполне военная. Каждая имитация огнестрельного оружия не только лишь имеет сертификат о том, что не является настоящим оружием, но перед «боем» проверяется комиссией. Ружья и орудия заряжаются специальными имитаторами выстрелов. Это готовый пороховой заряд для закладки в ствол пушки; в ружья, случается, кладут китайскую маленькую петарду. Ружья и пушки палят с грохотом, вспышками, клубами дыма, однако заряд рассчитан так, чтобы из оружия ничего не вылетало. Весь процесс выстрела должен начаться и закончиться в стволе. Битва — это движение войск. Реставрация битвы — движение участников по строго выполняемому плану. Все же непредвиденные обстоятельства, не оговорённые сценарием, вполне могут возникнуть. Для таких случаев существуют правила безопасности, которые должен знать каждый участ-ник. Правил этих много, поэтому приведу для примера лишь некоторые. «Артиллерии и пехоте запрещается имитация стрельбы по “противнику” с расстояния менее 20 метров. При имитации стрельбы ствол оружия нельзя направлять на пехоту или кавалерию, нельзя направлять на человека. Запрещается производить выстрелы в упор в людей, лошадей и направлять на них штыки. Запрещается любой “боевой” контакт пехоты, нанесение ударов муляжами холодного оружия. Запрещается прикасаться к знамёнам, штандартам “противника”. Перед построением всадник обязан проехаться на лошади, дабы проверить её послушность и управляемость. Выезжая на смотр или на сражение, “сложных” лошадей необходимо ставить во вторую шеренгу в центре строя. В первую шеренгу необходимо ставить самых опытных всадников на спокойных лошадях. Запрещается имитация уколов пики даже на безопасных расстояниях, также отбивание сабельных ударов. Запрещается прикасаться к поводу или уздечке чужой лошади в “игровых” целях». Театральное сражение, несмотря на азарт его участников, никогда не перерастает в настоящие поединки. Отношения между реставраторами сугубо дружеские. Конкуренции между клубами тоже нет, делить им нечего, дело общее. «Как хорошо быть генералом» Во время исторической реставрации на Бородинском поле одновременно находится около 3000 человек. Но изображают офицеров всего около 100 участников. Офицеры–реставраторы — это не просто люди, у каких хватило денег на офицерскую (существенно более дорогую) форму и оружие. Они по-настоящему командуют своими солдатами в «бою». Между «боями» офицеры занимаются обучением, проверкой навыков, исправности и достоверности формы. Во время мероприятий отвечают за своих подчинённых, получают имитационные заряды и следят за их использованием. Есть приятное для нижних чинов отличие: офицерское рукоприкладство не реставрируется. Генералов в армии нет, зато имеется фельдмаршал Кутузов. Его настоящее имя Павел Тимофеев, и своё высокое звание он получил за чрезвычайное сходство с прототипом. Где гусары — там и красавицы Среди реставраторов прекрасный пол не доминирует, но присутствует. В любом представлении непременно участвуют дамы, одетые строго по моде 1812 года. Можно заметить, что с возрастом дам на сражении становится всё больше. Окрепнув, реставрационное движение стало расширяться. К постановкам битв добавилась реконструкция мирной жизни защитников Отечества. Жизнь дворянства тех времён не обходилась без балов и танцев. А какие же танцы без дам! Для балов требуются уже не походные плащи и шляпы неброской практичной расцветки, а пышные женские туалеты и парадная форма для мужчин. Сто`ит парадный мундир с аксессуарами не меньше боевого, цены дамских туалетов тоже «кусаются». В XIX веке мужья и отцы так же тяжко, как и сегодня, задумывались, как напастись денег на платья и кружева. Для участников и зрителей балы более привлекательны, чем сражения. Стилизованные под начало XIX века балы стараются, с разрешения музейных работников, проводить в старых усадьбах или, в крайнем случае, в Домах культуры первой половины ХХ столетия, очень похожих на дворянские дома. Так же как военным перестроениям, бальным танцам надо учиться и регулярно в них упражняться. Поэтому приходится посещать занятия, которые ведут профессиональные преподаватели. Популярность движения реставрации увеличивается с каждым годом. Сегодня участниками ассоциации называют себя несколько тысяч человек, и ряды её растут. В том числе и за счёт молодёжи, открывающей себе поразительно интересные страницы истории Родины.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() СТАТЬИ ПО ТЕМЕ: Реконструкция битвы при Лубино ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 215 | | |
Всего комментариев: 0 | |